Образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №8 на 2024-2026 учебный год
Уровень образования
- Среднее общее образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Русский язык
Ученик должен знать/понимать:
· основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;
· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Ученик должен уметь:
· проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности (соответствия) содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
-
Литература
Ученик должен знать/понимать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия;
Ученик должен уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-
Английский язык
Ученик должен знать/понимать:
· значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка; -
· значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос, побуждение, согласование времен);
· страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
Ученик должен уметь:
· говорение - вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; - рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
· аудирование - относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данном уровне обучения;
· чтение - читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
· письменная речь - писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
-
Алгебра. Геометрия.
Ученик должен знать/понимать:
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
· идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
· возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
· различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
· роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
· вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
Числовые и буквенные выражения.
Ученик должен уметь:
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
· находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
· выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
· проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики.
Ученик должен уметь:
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
· описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
· решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;
Начала математического анализа
Ученик должен уметь:
· находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
· вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
· исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
· решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
· решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
· вычислять площадь криволинейной трапеции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
Уравнения и неравенства.
Ученик должен уметь:
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· доказывать несложные неравенства;
· решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
· изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
· находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
· решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Ученик должен уметь:
· решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
· вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера;
Геометрия
Ученик должен уметь:
· соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
· изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
· решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
· вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
· применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
· строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
-
Информатика и ИКТ
Ученик должен знать/понимать:
· основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
· назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
· назначение и функции операционных систем;
Ученик должен уметь:
· оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
· распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
· использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
· оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
· иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
· создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
· просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
· наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
· соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
· ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
· автоматизации коммуникационной деятельности;
· соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
· эффективной организации индивидуального информационного пространства.
-
История
Ученик должен знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Ученик должен уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
-
Обществознание
Ученик должен знать/понимать:
· социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
· закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
· основные социальные институты и процессы;
· различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
· особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Ученик должен уметь:
· характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
· осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
· анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
· сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
· объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следст-венные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
· раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
· формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
· подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
· осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
· ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
· оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
· самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
· нравственной оценки социального поведения людей;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
· ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
-
Право
Ученик должен знать/понимать:
· систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Ученик должен уметь:
· характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
· объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
· различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
· приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
· анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
· изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
· применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
· осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
· выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
· обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
География
Ученик должен знать/понимать:
· особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
· смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
Ученик должен уметь:
· применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
· характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
· проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
· решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
· описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
· геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
· понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
-
Биология
Ученик должен знать/понимать:
· основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
· строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
· сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
· современную биологическую терминологию и символику;
Ученик должен уметь:
· объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
· устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
· решать задачи разной сложности по биологии;
· составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
· описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
· выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
· исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
· сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· грамотного оформления результатов биологических исследований;
· обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
· оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
· определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
-
Физика
Ученик должен знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
· смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Ученик должен уметь:
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
· отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
· оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
· рационального природопользования и охраны окружающей среды.
-
Химия
Ученик должен знать/понимать:
· роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
· основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
· основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
· классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
· природные источники углеводородов и способы их переработки;
· вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Ученик должен уметь:
· называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
· характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
· объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
· выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
· осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
· оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Ученик должен знать/понимать:
· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
· состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
Ученик должен уметь:
· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· владеть навыками в области гражданской обороны;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Физическая культура
Ученик должен знать/понимать:
· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
· способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
· правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
Ученик должен уметь:
· выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
· выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
· преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
· выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
· осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
· подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
· организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
· активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
-
Экономика
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Ученик должен знать/понимать:
· смысл основных теоретических положений экономической науки;
· основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
· Ученик должен уметь:
· приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
· описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
· объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
· сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
· вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
· применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исполнения типичных экономических ролей;
· решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
· осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Практики
Нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса с
использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий
1.
Общие положения
1.1.Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МБОУ СОШ №8 (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
-
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным
законам от 27.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных»;
- Приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образовании»;
- Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждение порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждение Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№ 189
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 03.06.2003 № 118 СанПин
2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санирно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПин 2.2.2/2.4.1340-03»;
- Письмом Министерства
Просвещения РФ от 19.03.2020 «ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
1.3. Дистанционные
образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:
· Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
· Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
· Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
· Созданию единой образовательной среды Школы;
· Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
· Повышению эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
· Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
· Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
· Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
· Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
· Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
· Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
· Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
· Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
· Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
3.Участники
образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1.Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники школы, родители (законные представители) обучающихся.
3.1.2. Администрация школы:
- Проводит мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (планшет –ноутбук-компьютер, интернет, необходимые приложения).
- Определяет рабочие места учителей-предметников для осуществления дистанционного обучения (учебный кабинет, библиотека, кабинеты информатики и др.)
- Разрабатывает систему взаимодействия учителей-предметников с обучающимися, не посещающими, не посещающими занятия по решению родителей (ссылка с официального сайта школы на Google- форму).
- Определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе. При возможности определяет обучающимся одной параллели один набор ресурсов (Приложение 1)
- Информирует всех участников образовательного
процесса о возможных механизмах
использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
- Определяет и утверждает способы,
периодичность отправки и приема домашних заданий для обучающихся, избравшим
дистанционное обучение (Приложение 2).
3.1.3. Классный руководитель:
- Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную
программу непосредственно с
применением дистанционных
образовательных технологий.
- Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для
организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие
компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет); электронной почты
обучающегося и родителей, андес скайпа и любого другого ресурса для видео
взаимодействия).
-
Осуществляет контроль взаимодействия
всех учащихся класса с
учителями-предметниками, а также взаимодействие (информирование) с родителями обучающихся.
- Не реже одного
раза в два дня (а в 5-6 класса чаще) осуществляет взаимодействие с
обучающимися, находящимися на дистанционном обучении, с целью формирования
учебной мотивации, поддержки и формирования учебной самостоятельности.
3.1.4. Учитель – предметник:
- Определяет
набор набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной
формы обучения по учебному предмету согласно (Приложению 1 ).
- Определяет
средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал; формат,
периодичность, график проведения
оценочных мероприятий и проверки домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных
источников; способы организации обратной связи, рефлексии. Предоставляет
указанные сведения курирующему заместителю директора по форме (Приложение 2).
- Определяет
учебный материал для самостоятельного изучения по своему учебному предмету
согласно календарно-тематическому планированию.
- Проводит
корректировку рабочих программ. Оформляет
лист коррекции рабочих программ, предусмотрев два блокнота: аудиторное
обучение (как есть по плану); обучение с применением дистанционных образовательных технологий (крупные
блоки).
- Определяет
допустимый объём домашних заданий на неделю в дистанционной форме обучения:
домашние задания рекомендовано укрупнить в зависимости от изучаемых
тематических блоков учебного материала.
- Определяет
формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о
результатах обучении детей с применением дистанционных образовательных технологий.
Учитель-
предметник организует образовательный процесс через следующие формы:
- онлайн режим
(видеоуроки, конферец-связь, скайп и др);
- обучение с
использованием дистанционных технологий
(электронные ресурсы, цифровые
образовательные платформы),которая предполагает следующие основные виды
учебных занятий: - по электронной почте: краткий теоретический материал, литература для изучения материала, задания
для самостоятельной работы, контрольные работы; выполнение практических упражнений заданий на электронных платформах,
индивидуальные и групповые консультации учащихся (веб-камера, скайп,
электронная почта, телефонная связь и др.).
-самостоятельное
изучение программного материла. Самостоятельная работа учащихся может включать
следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного
обучения:
-работа с
электронным учебником;
-просмотр
видеолекций;
-компьютерное
тестирование;
-изучение
печатных и других учебных и методических материалов.
Самостоятельная
деятельность учащихся может быть оценена педагогами только в случае достижения
обучающимися положительных результатов.
3.1.5.
Обучающиеся:
-Обучающиеся самостоятельно изучают теоретический
материал и выполняют практические задания, предложенные учителем.
-Обучающиеся представляют
выполненные в период отсутствия на занятиях задания в соответствии с требованиями
педагогов.
3.1.6.
Родители (законные представители)
обучающихся:
-Несут ответственность за жизнь и здоровье
детей в период отсутствия в школе, а также за контроль самостоятельного
изучения учебного материала и своевременность выполнения практических заданий,
и их предоставление на проверку учителю.
-Контролируют результаты обучения
детей.
4. Организация дистанционного и электронного обучения
4.1. Во время ограничительных
мероприятий деятельность школы при использовании электронного обучения и
использования ДОТ осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы,
деятельность педагогических работников- в соответствии с установленной учебной
нагрузкой, расписание учебных занятий, иных работников - режимом рабочего
времени, графиком сменности.
4.2. При использование
дистанционных технологий обучения, обучающиеся и учитель могут
взаимодействовать в учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используются средства
коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом(online)
- асинхронно, когда обучающийся
выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и
дает рекомендации по результатам учебной деятельности. Допустимо
использование как одного режима, так и
их сочетания.
4.3. Текущий контроль,
промежуточная аттестация обучающийся в период их отсутствия в школе по решению
родителей проводится при обучение по любой образовательной программе с
положением о формах, периодичности и порядки проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающийся МБОУ СОШ №8.
4.4. Результаты обучения
обучающийся, перечень изученных тем, текущий контроль знаний обучающихся в
процессе освоения учебных курсов (изученных тем), фиксируются в электронном
классном журнале(ЭКЖ). Факт отсутствия обучающегося на уроке в школе в ЭКЖ
значением «пропустил урок по уважительной причине» или «ДО»
(при наличии такой функции в ЭКЖ).
Допустимо выставлять отметку в одной клетке со значением «пропустил урок по
уважительной причине).
4.5.
При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:
· Самостоятельное изучение учебного материала;
· Учебные занятия (лекционные и практические);
· Консультации;
· Текущий контроль;
· Промежуточная аттестация.
4.6. Образовательный процесс, реализуемый с применением ЭО и ДОТ, предусматривает значительную долю самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы:
- работа с учебником (в электронном и печатном виде);
- просмотры видеуроков;
- прослушивание аудиозаписей;
-компьютерное тестирование;
-выполнение предложенных учителем заданий, различных видов работ в ходе текущего контроля;
-изучение печатных и других учебных методических материалов и др.
4.7. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденным расписанием занятий.
4.8. Объем заданий и видов самостоятельной деятельности определяются в соответствии с требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на занятии
Вид непрерывной деятельности |
Время деятельности в зависимости
от класса, мин. |
|||
1-2-й класс |
3-4-й
класс |
5-7-й класс |
8-11й класс |
|
Просмотр
статических изображений на экранах отраженного свечения |
10 |
15 |
20 |
25 |
Просмотр
телепередач |
15 |
20 |
25 |
30 |
Просмотр
динамических изображений на экранах отраженного свечения |
15 |
20 |
25 |
30 |
Работа
с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
15 |
15 |
20 |
25 |
Прослушивание
аудиозаписи |
20 |
20 |
25 |
25 |
Прослушивание
аудиозаписи в наушниках |
10 |
15 |
20 |
25 |
Общее время
работы за компьютером не должно превышать :в 1-2-м классе 20 минут, 4-м – 25
минут, 5-6-м -30 минут, 7-11-м -35минут.
4.9. При организации обучения с использованием ЭО и
ДОТ время проведения урока может быть сокращено до 30 минут.
4.10. Перечень изученных тем, домашнее задание,
используемые информационных ресурсы,
результаты текущего контроля и промежуточной аттестации заносятся учителем в
электронный журнал.
5.
Особенности организации обучения с применением ЭО и ДОТ в начальных классах.
5.1.
При организации обучения с применением
ЭО и ДОТ в начальных классах возможно использование как традиционных средств
обучения: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестиматии, задачники,
энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные
средства и пр., так и специализированных ресурсов
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в соответствии с целями и
задачами образовательной программы, характеристиками учебного предмета и
возрастными особенностями обучающихся.
5.2.
Обучающимся начальных классов следует предлагать такие формы работы и виды
деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу
с учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).
5.3.
При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся
начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (раздел
Х.Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).
Продолжительность
непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств
устанавливается согласно таблице:
Классы |
Непрерывная
деятельность (мин.), не более |
|||||
|
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения |
просмотр телепередач |
просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения |
работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
прослушивание аудиозаписей |
прослушивание аудиозаписей в
наушниках |
1-2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
20 |
3-4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
При
назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их выполнение не
превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут в 2-4 класса, 35
минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн – занятия, а также время
самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим
электронным носителем не должно превышать 20-25 минут. При работе на компьютере
для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс
профилактических мероприятий в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
5.4.
Внеурочные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще
двух раз в неделю общей
продолжительностью:
-
для обучающихся II-V классов
– не более 60 мин;
-
для обучающихся VI
классов
и старше – не более 90 мин.
5.5.При
организации обучения с использование ДОТ обучающихся начальных классов классный
руководитель, учитель-предметник осуществляет взаимодействие с родителями
(законными представителями) на постоянной основе.
5.6.Подключение
первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет
самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
5.7.
Результаты учебной деятельности обучающихся при организации обучения с
использование ЭО и ДОТ учитываются в документации учреждения в соответствии с
рекомендациями по учету и хранению учебных достижений обучающихся.
5.8.
Учреждение организует повышение квалификации педагогических работников
учреждения для обеспечения уровня их подготовки соответственно применяемым
технологиям.
6.
Учебно-методические
обеспечение
6.1. Учебно-методическое обеспечение учебного
процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР),
размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки
обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными
документами учреждения.
6.2.Учебно-методическое обеспечение должно
обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение
и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем
предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов,
специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
6.3.В состав учебно-методического обеспечения
учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий входят:
-рабочая программа;
-сценарий обучения с указанием видов работ, сроков
выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения;
-методические указания для обучающихся, включающие
график выполнения работ и контрольных
мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
-электронные информационные образовательные ресурсы
(ЭИОР), размещенные на электронных
носителях и/или в электронной среде
поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС,
локальными документами учреждения:
-текстовый/электронный и/или печатный вариант учебника, учебного
пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно – популярные и
публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты
электронных/печатных словарей и энциклопедий;
-аудио – аудиозапись теоретической части,
практического занятия или иного вида учебного материала;
-видео – видеозапись теоретической части,
демонстрационный анимационный ролик;
- программный продукт, в том числе мобильные
приложения.
7.
Заключительное
положение
7.1. Данное Положение
вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в
рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования.
Приложение 1
к приказу от
Рекомендуемые
универсальные бесплатные ресурсы для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
1. Российская
электронная школа (https://resh.edu.ru):
Видеоуроки и тренажеры по всем учебным
предметам;
2. Учи.ру.:
Интерактивные курсы по основным предметом
1-4 классов, а также математике и
английскому языку 5-9 классов.
3.
Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue): Видеоуроки и сценарии уроков.
4.
Интернет урок (https://interneturok.ru):
Библиотека видеуроков по школьной
программе.
5.
Якласс (https://www.yaklass.ru):
Видеуроки и тренажеры.
6.
Лекториум (https://www.lektorium.tv):
Онлайн-курсы и лекции для дополнительного
образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в
кружках.
7.
Zoom
8.
Инфоурок
Приложение 2
Модель
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Классы |
Образовательные
е платформы, используемые в обучение |
Форма
взаимодействия |
Периодичность
взаимодействия |
Форма
обратной связи |
Периодичность
контроля со стороны администрации |
1-4 |
|
|
|
|
|
5-8 |
|
|
|
|
|
9-11 |
|
|
|
|
|