1.
Общие положения
1.1.Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МБОУ СОШ №8 (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
-
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным
законам от 27.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных»;
- Приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образовании»;
- Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждение порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждение Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№ 189
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 03.06.2003 № 118 СанПин
2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санирно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПин 2.2.2/2.4.1340-03»;
- Письмом Министерства
Просвещения РФ от 19.03.2020 «ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
1.3. Дистанционные
образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:
· Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
· Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
· Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
· Созданию единой образовательной среды Школы;
· Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
· Повышению эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
· Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
· Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
· Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
· Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
· Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
· Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
· Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
· Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
· Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
3.Участники
образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1.Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники школы, родители (законные представители) обучающихся.
3.1.2. Администрация школы:
- Проводит мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (планшет –ноутбук-компьютер, интернет, необходимые приложения).
- Определяет рабочие места учителей-предметников для осуществления дистанционного обучения (учебный кабинет, библиотека, кабинеты информатики и др.)
- Разрабатывает систему взаимодействия учителей-предметников с обучающимися, не посещающими, не посещающими занятия по решению родителей (ссылка с официального сайта школы на Google- форму).
- Определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе. При возможности определяет обучающимся одной параллели один набор ресурсов (Приложение 1)
- Информирует всех участников образовательного
процесса о возможных механизмах
использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
- Определяет и утверждает способы,
периодичность отправки и приема домашних заданий для обучающихся, избравшим
дистанционное обучение (Приложение 2).
3.1.3. Классный руководитель:
- Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную
программу непосредственно с
применением дистанционных
образовательных технологий.
- Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для
организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие
компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет); электронной почты
обучающегося и родителей, андес скайпа и любого другого ресурса для видео
взаимодействия).
-
Осуществляет контроль взаимодействия
всех учащихся класса с
учителями-предметниками, а также взаимодействие (информирование) с родителями обучающихся.
- Не реже одного
раза в два дня (а в 5-6 класса чаще) осуществляет взаимодействие с
обучающимися, находящимися на дистанционном обучении, с целью формирования
учебной мотивации, поддержки и формирования учебной самостоятельности.
3.1.4. Учитель – предметник:
- Определяет
набор набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной
формы обучения по учебному предмету согласно (Приложению 1 ).
- Определяет
средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал; формат,
периодичность, график проведения
оценочных мероприятий и проверки домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных
источников; способы организации обратной связи, рефлексии. Предоставляет
указанные сведения курирующему заместителю директора по форме (Приложение 2).
- Определяет
учебный материал для самостоятельного изучения по своему учебному предмету
согласно календарно-тематическому планированию.
- Проводит
корректировку рабочих программ. Оформляет
лист коррекции рабочих программ, предусмотрев два блокнота: аудиторное
обучение (как есть по плану); обучение с применением дистанционных образовательных технологий (крупные
блоки).
- Определяет
допустимый объём домашних заданий на неделю в дистанционной форме обучения:
домашние задания рекомендовано укрупнить в зависимости от изучаемых
тематических блоков учебного материала.
- Определяет
формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о
результатах обучении детей с применением дистанционных образовательных технологий.
Учитель-
предметник организует образовательный процесс через следующие формы:
- онлайн режим
(видеоуроки, конферец-связь, скайп и др);
- обучение с
использованием дистанционных технологий
(электронные ресурсы, цифровые
образовательные платформы),которая предполагает следующие основные виды
учебных занятий: - по электронной почте: краткий теоретический материал, литература для изучения материала, задания
для самостоятельной работы, контрольные работы; выполнение практических упражнений заданий на электронных платформах,
индивидуальные и групповые консультации учащихся (веб-камера, скайп,
электронная почта, телефонная связь и др.).
-самостоятельное
изучение программного материла. Самостоятельная работа учащихся может включать
следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного
обучения:
-работа с
электронным учебником;
-просмотр
видеолекций;
-компьютерное
тестирование;
-изучение
печатных и других учебных и методических материалов.
Самостоятельная
деятельность учащихся может быть оценена педагогами только в случае достижения
обучающимися положительных результатов.
3.1.5.
Обучающиеся:
-Обучающиеся самостоятельно изучают теоретический
материал и выполняют практические задания, предложенные учителем.
-Обучающиеся представляют
выполненные в период отсутствия на занятиях задания в соответствии с требованиями
педагогов.
3.1.6.
Родители (законные представители)
обучающихся:
-Несут ответственность за жизнь и здоровье
детей в период отсутствия в школе, а также за контроль самостоятельного
изучения учебного материала и своевременность выполнения практических заданий,
и их предоставление на проверку учителю.
-Контролируют результаты обучения
детей.
4. Организация дистанционного и электронного обучения
4.1. Во время ограничительных
мероприятий деятельность школы при использовании электронного обучения и
использования ДОТ осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы,
деятельность педагогических работников- в соответствии с установленной учебной
нагрузкой, расписание учебных занятий, иных работников - режимом рабочего
времени, графиком сменности.
4.2. При использование
дистанционных технологий обучения, обучающиеся и учитель могут
взаимодействовать в учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используются средства
коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом(online)
- асинхронно, когда обучающийся
выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и
дает рекомендации по результатам учебной деятельности. Допустимо
использование как одного режима, так и
их сочетания.
4.3. Текущий контроль,
промежуточная аттестация обучающийся в период их отсутствия в школе по решению
родителей проводится при обучение по любой образовательной программе с
положением о формах, периодичности и порядки проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающийся МБОУ СОШ №8.
4.4. Результаты обучения
обучающийся, перечень изученных тем, текущий контроль знаний обучающихся в
процессе освоения учебных курсов (изученных тем), фиксируются в электронном
классном журнале(ЭКЖ). Факт отсутствия обучающегося на уроке в школе в ЭКЖ
значением «пропустил урок по уважительной причине» или «ДО»
(при наличии такой функции в ЭКЖ).
Допустимо выставлять отметку в одной клетке со значением «пропустил урок по
уважительной причине).
4.5.
При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:
· Самостоятельное изучение учебного материала;
· Учебные занятия (лекционные и практические);
· Консультации;
· Текущий контроль;
· Промежуточная аттестация.
4.6. Образовательный процесс, реализуемый с применением ЭО и ДОТ, предусматривает значительную долю самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы:
- работа с учебником (в электронном и печатном виде);
- просмотры видеуроков;
- прослушивание аудиозаписей;
-компьютерное тестирование;
-выполнение предложенных учителем заданий, различных видов работ в ходе текущего контроля;
-изучение печатных и других учебных методических материалов и др.
4.7. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденным расписанием занятий.
4.8. Объем заданий и видов самостоятельной деятельности определяются в соответствии с требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на занятии
Вид непрерывной деятельности |
Время деятельности в зависимости
от класса, мин. |
|||
1-2-й класс |
3-4-й
класс |
5-7-й класс |
8-11й класс |
|
Просмотр
статических изображений на экранах отраженного свечения |
10 |
15 |
25 |
|
Просмотр
телепередач |
15 |
20 |
25 |
30 |
Просмотр
динамических изображений на экранах отраженного свечения |
15 |
20 |
25 |
30 |
Работа
с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
15 |
15 |
20 |
25 |
Прослушивание
аудиозаписи |
20 |
20 |
25 |
25 |
Прослушивание
аудиозаписи в наушниках |
10 |
15 |
20 |
25 |
Общее время
работы за компьютером не должно превышать :в 1-2-м классе 20 минут, 4-м – 25
минут, 5-6-м -30 минут, 7-11-м -35минут.
4.9. При организации обучения с использованием ЭО и
ДОТ время проведения урока может быть сокращено до 30 минут.
4.10. Перечень изученных тем, домашнее задание,
используемые информационных ресурсы,
результаты текущего контроля и промежуточной аттестации заносятся учителем в
электронный журнал.
5.
Особенности организации обучения с применением ЭО и ДОТ в начальных классах.
5.1.
При организации обучения с применением
ЭО и ДОТ в начальных классах возможно использование как традиционных средств
обучения: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестиматии, задачники,
энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные
средства и пр., так и специализированных ресурсов
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в соответствии с целями и
задачами образовательной программы, характеристиками учебного предмета и
возрастными особенностями обучающихся.
5.2.
Обучающимся начальных классов следует предлагать такие формы работы и виды
деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу
с учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).
5.3.
При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся
начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (раздел
Х.Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).
Продолжительность
непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств
устанавливается согласно таблице:
Классы |
Непрерывная
деятельность (мин.), не более |
|||||
|
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения |
просмотр телепередач |
просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения |
работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
прослушивание аудиозаписей |
прослушивание аудиозаписей в
наушниках |
1-2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
20 |
3-4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
При
назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их выполнение не
превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут в 2-4 класса, 35
минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн – занятия, а также время
самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим
электронным носителем не должно превышать 20-25 минут. При работе на компьютере
для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс
профилактических мероприятий в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
5.4.
Внеурочные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще
двух раз в неделю общей
продолжительностью:
-
для обучающихся II-V классов
– не более 60 мин;
-
для обучающихся VI
классов
и старше – не более 90 мин.
5.5.При
организации обучения с использование ДОТ обучающихся начальных классов классный
руководитель, учитель-предметник осуществляет взаимодействие с родителями
(законными представителями) на постоянной основе.
5.6.Подключение
первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет
самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
5.7.
Результаты учебной деятельности обучающихся при организации обучения с
использование ЭО и ДОТ учитываются в документации учреждения в соответствии с
рекомендациями по учету и хранению учебных достижений обучающихся.
5.8.
Учреждение организует повышение квалификации педагогических работников
учреждения для обеспечения уровня их подготовки соответственно применяемым
технологиям.
6.
Учебно-методические
обеспечение
6.1. Учебно-методическое обеспечение учебного
процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР),
размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки
обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными
документами учреждения.
6.2.Учебно-методическое обеспечение должно
обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение
и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем
предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов,
специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
6.3.В состав учебно-методического обеспечения
учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий входят:
-рабочая программа;
-сценарий обучения с указанием видов работ, сроков
выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения;
-методические указания для обучающихся, включающие
график выполнения работ и контрольных
мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
-электронные информационные образовательные ресурсы
(ЭИОР), размещенные на электронных
носителях и/или в электронной среде
поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС,
локальными документами учреждения:
-текстовый/электронный и/или печатный вариант учебника, учебного
пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно – популярные и
публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты
электронных/печатных словарей и энциклопедий;
-аудио – аудиозапись теоретической части,
практического занятия или иного вида учебного материала;
-видео – видеозапись теоретической части,
демонстрационный анимационный ролик;
- программный продукт, в том числе мобильные
приложения.
7.
Заключительное
положение
7.1. Данное Положение
вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в
рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования.
Приложение 1
к приказу от
Рекомендуемые
универсальные бесплатные ресурсы для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
1. Российская
электронная школа (https://resh.edu.ru):
Видеоуроки и тренажеры по всем учебным
предметам;
2. Учи.ру.:
Интерактивные курсы по основным предметом
1-4 классов, а также математике и
английскому языку 5-9 классов.
3.
Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue): Видеоуроки и сценарии уроков.
4.
Интернет урок (https://interneturok.ru):
Библиотека видеуроков по школьной
программе.
5.
Якласс (https://www.yaklass.ru):
Видеуроки и тренажеры.
6.
Лекториум (https://www.lektorium.tv):
Онлайн-курсы и лекции для дополнительного
образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в
кружках.
7.
Zoom
8.
Инфоурок
Приложение 2
Модель
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Классы |
Образовательные
е платформы, используемые в обучение |
Форма
взаимодействия |
Периодичность
взаимодействия |
Форма
обратной связи |
Периодичность
контроля со стороны администрации |
1-4 |
|
|
|
|
|
5-8 |
|
|
|
|
|
9-11 |
|
|
|
|
|