Классный час на тему "Мастерская моды: украшения, прически и косметика древних греков".

27.10.2017

Классный час в 4 "А" классе 

тема: "Мастерская моды: 

одежда, украшения, прически и косметика древних греков"


При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была, пожалуй, единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче — сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.

Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лен. Их красили в красный, фиолетовый, желтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звезды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V—IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная желтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками — меандром. 

Прически древней Греции

Греческие прически, запечатленные на фресках и вазах, поражают своим разнообразием. В период архаики господствовали ассирийские моды. Мужчины Эллины носили длинные густые бороды, шедшие от висков по щекам, сильно выступавшие вперед и оставлявшие полосу вокруг рта свободной. Часто бороды завивали или выстригали так, чтобы они топорщились книзу гребешком. Волосы в это время тоже предпочитали не подстригать, а тщательно завивать и переплетать между собой. Юноши по критской моде носили волосы разделенными на пряди и доходившими в длину почти до локтей. Густая борода считалась признаком мужественности. После Греко-Персидских войн ее стали несколько укорачивать, а со времен Александра Македонского и вовсе предпочитали бриться. Впрочем, бритва была известна эллинам с микенского периода. Некоторые афинские модники еще при Перикле брили или выщипывали волосы, подвергаясь за это осмеянию сограждан.


Длинные волосы долгое время считались признаком знатности в древней Греции. К IV в. до н. э. мужчины начали остригать волосы сравнительно коротко, так, чтобы они лежали вокруг головы естественными кудрями. Пока юноша посещал гимназию и палестру, короткая прическа была обязательна, локоны оставляли только детям. Позднее же, когда он становился гражданином, то мог сам выбрать любую длину и чаще всего останавливался на средней.

Варианты женских причесок древней Греции многочисленны. Но и они после войн с персами утратили восточную громоздкость. Волосы стали завязывать на затылке узлом, укорачивать сзади и прятать в подобие сумки или сетки, зачесывать наверх и укреплять несколькими витками ленты или венком. В Спарте девушки носили длинные незаплетенные волосы, но в день свадьбы им обривали головы. Для завивки использовали щипцы. Волосы осветляли и красили при помощи растительных веществ в золотистый цвет. Белые локоны были идеалом, впрочем редко достижимым. Большинству модниц приходилось довольствоваться тем или иным оттенком рыжего.

Раскопки показывают, что в Афинах было много парикмахерских, где волосы не только стригли и красили, но и душили, а кроме того, могли сделать парик или прикрепить к прическе фальшивые локоны. Чужие волосы были ходовым товаром по всей Греции, кроме Спарты, где женщины славились густыми кудрями.

Хочу такой сайт

Косметика Греков



В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств в древней Греции употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жен появляться «в простом и приличном виде».

Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них — подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве.

Украшения в древней Греции



Развитое ювелирное искусство позволяло грекам изготовлять сложные и элегантные изделия как для употребления в самой Элладе, так и для продажи в варварском мире (например Скифам), вкусы которого приходилось удовлетворять ремесленникам грекам. Вот почему в могильниках скифской знати в Северном Причерноморье встречается так много изделий эллинского производства. Мужчины эллины были крайне сдержанны в выборе украшений, они почти не носили драгоценностей. Максимум, на что хватало их воображения, — камень с гравировкой в простой оправе. Оттиск этой резной печати воспринимался как подпись владельца. В афинских лавках нельзя было найти ни одного мужского ожерелья или браслета.

Совсем иная картина представала в колониях, соприкасавшихся с варварским миром. Здесь богатые горожане Пантикапея или Ольвии под влиянием местной культуры поддавались желанию выглядеть не менее импозантно, чем заезжие кочевые царьки. Знать варварских племен в свою очередь перенимала обычаи греков, эллинизировалась, не отказываясь при этом от страсти к золотым украшениям. Для них греческие ремесленники выполняли ожерелья, браслеты, перстни необычайной красоты и изящества.

Из гробницы Куль Оба близ Керчи или кургана Близнецы на территории древней Фанагории на Тамани при раскопках было извлечено множество ювелирных украшений греческой работы, дающих возможность судить об уровне мастерства золотых дел мастеров той эпохи. Они сопоставимы с украшениями, найденными в городе Фокее в Малой Азии. Например, колье из кургана Близнецы состоит из тройного ряда подвесок, постепенно увеличивающихся в размере. Оно застегивается замочком в виде львиных голов. При изготовлении этого украшения использованы чеканка по золоту, гравировка и пайка филигранных узоров. Круглые пояски больших подвесок в промежутках узора были заполнены синей эмалью, которая подчеркивала блеск темного золота. Другое ожерелье в виде гривны представляет собой золотой перекрученный жгут, с двух сторон заканчивающийся фигурками лошадей с сидящими на них всадниками скифами. Оба украшения мужские и принадлежали явно не эллинам.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 22.10.2019

Дата обновления: 22.10.2019

Дата публикации: 27.10.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».