ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ №8 на 2019-2020 уч.год

1.1.    Пояснительная записка

Образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большесальской средней общеобразовательной школы №8 (далее – МБОУ СОШ №8)  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования.

Образовательная программа среднего общего образования (далее - образовательная программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-                      С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

-                      Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

-                      Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089;

-                      Уставом МБОУ СОШ №8;

Структура образовательной программы среднего общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, особенности, цели, задачи и  результаты реализации образовательной программы среднего общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования;

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов образовательной программы, включает: учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации образовательной программы; систему условий реализации образовательной программы.

Уровень среднего общего образования в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества способствовать становлению и развитию социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях стремительно изменяющегося мира; развитию человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни...». В соответствии со стратегической целью российского образования и с учетом целей образовательной политики Мясниковского района Ростовской области сформулирована приоритетная образовательная цель МБОУ СОШ №8:   обеспечение высокого качества образования посредством развития социальной активности субъектов образовательного процесса.

В программе отражены и получили своё дальнейшее развитие организационно­педагогические механизмы формирования структурных элементов модели социальной активности обучающихся, представленные в образовательной программе начального общего образования и образовательной программе основного общего образования.

Таким образом, основным принципом проектирования содержания образовательной программы среднего общего образования стал принцип преемственности:

                     уровнями образования в МБОУ СОШ №8;

                     образовательных программ начального общего образования и основного общего образования МБОУ СОШ №8

Особенности программы.

Среднее общее образование - третий, завершающий уровень общего образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование является общедоступным и обязательным.

МБОУ СОШ №8  является муниципальным бюджетным общеобразовательным  учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом их индивидуальных (возрастных, психологических и интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путём создания гибких вариативных образовательных маршрутов и создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоциального и физического развития каждого ребёнка. В тоже время образование в МБОУ СОШ №8  имеет ряд своих, сложившихся в течение нескольких десятилетий, особенностей образования, которые учтены в образовательной программе среднего общего образования.

     Высокий уровень образования на уровне среднего общего образования достигается  за счет организации профильного обучения по выбираемым учащимися профильным учебным планам,   углубленного изучения отдельных предметов по выбору учащихся в  рамках общеобразовательного (универсального)  учебного плана, а также   за счет использования современных и инновационных технологий обучения, позволяющих повысить результативность обучения.

В образовательном процессе на уровне СОО  используются технологии, способствующие образовательному и профессиональному самоопределению, повышению уровня ключевых компетентностей учащихся и подготовке к продолжению образования, освоению ресурсов, адекватных планам на будущее:

ü  основы проектной деятельности в образовательной и социальной сфере;

ü  формы обучения, используемые в вузе: лекции, семинары, лабораторные  практикумы, коллоквиумы и т.п.

ü  исследовательская деятельность учащихся и презентация полученных результатов;

ü  самостоятельная образовательная деятельность учащихся, как планируемая учителем, так и планируемая самим учащимся;

ü  групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности;

ü  повышение уровня организационной и коммуникативной компетентности путем участия в научно-практической конференции, самоуправлении, проектах соуправления школой.

Общей чертой используемых в МБОУ СОШ №8  технологий обучения является ориентация на развитие:

ü  самостоятельности и креативности мышления;

ü  исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;

ü  коммуникативной культуры, т.е. умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;

ü  умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;

ü  потребности в непрерывном образовании.

Образовательный процесс на третьем уровне обучения также строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива МБОУ СОШ №8 направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора индивидуального маршрута освоения образовательной программы.

Ведущими технологиями,  обеспечивающими реализацию образовательной программы являются:

Информационно-коммуникационные технологии.

Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

Технологии проблемного обучения

Широко используемая в образовательном процессе технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. На основе этой технологии создана система вариативных форм самостоятельной исследовательской работы, проводимой в учебное и внеучебное время.

Технология развития «критического мышления»

Технология, пробуждающая мышление высокого порядка (синтез, анализ, творчество, решение проблем), направлена на развитие высокого уровня рефлексии.

Технологии педагогики сотрудничества.

Технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей (человек, личность, доброта, забота, достоинство, труд, коллектив, совесть, гражданственность).

Образовательная программа школы  принимается на 2019-2020 учебный  год. МБОУ СОШ №8  оставляет за собой право корректировать отдельные ее разделы по мере необходимости. Раздел «Учебный план» обновляется ежегодно.

Цель реализации образовательной программы среднего общего образования:

-            формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

-            дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

-            обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Задачи реализации образовательной программы среднего общего образования:

-                      обеспечение соответствия образовательной программы среднего общего образования требованиям действующих стандартов;

-                      обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

-                      обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-                      обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;

-                      взаимодействие образовательного учреждения при реализации образовательной программы среднего общего образования с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);

-                      организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-                      участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

-                      включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия;

-                      социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога, социального педагога, сотрудничество с предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

-                      сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Образовательная программа среднего общего образования реализует следующие учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, право, экономика, география, биология, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Среднее общее образование завершается обязательной государственной      аттестацией выпускников.

     Адресность программы.

Программа предназначена обучающимся, освоившим образовательную программу основного общего образования (10-11-е классы). Возраст: 16-18 лет.

Родителям (законным представителям):

ü  для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности МБОУ СОШ №8 по достижении каждым обучающимся образовательных результатов;

ü  для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности МБОУ СОШ №8, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.

Педагогическому коллективу:

ü  для проектирования практической образовательной деятельности по достижению результатов освоения образовательной программы.

Администрации МБОУ СОШ №8:

ü  для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися образовательной программы;

ü  для регулирования отношений субъектов образовательного процесса,  для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 16-18 лет, связанных с такими особенностями, как:

1.         Встречаются  два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

2.        По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил.

3.        Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

4.        Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Старшеклассник  оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.

5.        В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

6.        Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшеклассника, а это, в свою очередь, приводит школьника к самовоспитанию.

7.        В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

8.        Ведущей  деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают: внутренний мир и самопознание; любовь и семья; ценности и товарищество; интересы и профессия; мораль и общественная позиция.

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.

Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

Краткая характеристика учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большесальская средняя общеобразовательная школа №8 Мясниковского района  Ростовской области   (далее – МБОУ СОШ №8) является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного приказом № 380 от  25.11.2011г. Юридический адрес: 346816,  Ростовская область, Мясниковский район, село Большие Салы, ул.Оганяна,7.

Образовательную деятельность МБОУ СОШ №8  осуществляет на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности  4647 от 23.04.2015 регистрационный № бланка;  серия 61Л01 № 0002308,  в соответствии с которой реализует программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Характеристика окружающего социума. Школа расположена в сельской местности, в районе,  где  в основном (80%)  компактно проживают армяне, но есть и русское население. Село расположено в 20 километрах от  города Ростову - на - Дону и в 18 километрах от районного центра- села  Чалтырь. Связь с городом  осуществляется автобусным маршрутом. Других  учебных заведений на территории села нет.

Основной контингент села - труженики сельского хозяйства и различных сфер и производств г. Ростова. Близость к городу обуславливает стремление многих выпускников поступать в вузы и работать в городе.

На территории села есть  детский сад "Сказка",  «Дом культуры, где функционирует библиотека, работают танцевальный и вокальный кружок, филиал музыкальной школы. 

          В селе имеется филиал детско-юношеской спортивной  школы. Открыта многофункциональная спортивная площадка со специальным покрытием.  В настоящее время  введен в эксплуатацию модульный детский сад на 80 мест, что решило проблему очереди в ДОУ. В данное время в спортивной школе налажена работа секций   греко-римской борьбы, тяжелой атлетики,  шахмат, футбола.    В селе  имеется действующая  православная армяно-григорианская церковь.

    Экономическая жизнь села довольно активно развивается: крупным предприятием является  СПК (колхоз) «Колос», мебельная фабрика «Кармен» и множество более мелких мебельных производств.

    Социально-психологическая служба школы, заместители директора проводят постоянное отслеживание отношений социума, родителей и местного сообщества к образовательному учреждению. Основными методами этой работы являются анкетирование, опросы учащихся и родителей. Результаты данных исследований свидетельствуют о позитивном отношении  родителей к школе, о согласии и принятии ими основных направлений деятельности образовательного учреждения.

 По мнению местного сообщества родителей и выпускников,  только школа является  социокультурным центром, которая   не только реализует заказ родителей и социума на образование, но и учитывает   воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды. Имеющихся условий явно недостаточно для всемерного удовлетворения запросов и потребностей населения, особенно подростков и молодежи. Поэтому одной из приоритетных задач развития школы должно стать дальнейшее развитие системы дополнительного образования, также направленной на успешность социализации выпускников школы,  и дополнительных платных услуг для молодежи села.

Характеристика контингента учащихся. Контингент участников образовательного процесса  МБОУ СОШ №8 крайне разнообразен по своим характеристикам:

*социальному положению и роли родителей в обществе (от очень обеспеченных материально до семей, имеющих крайне низкий уровень жизни);

* запросам и потребностям (в том числе и к образованию): запрос социума ориентирован на  качественные образовательные услуги и продолжение образования учащимися школы в ВУЗах или колледжах (лицеях)  различного профиля,  прежде всего технического, а учащиеся школы в большей степени ориентированы на выбор профессий, связанных с предметами социально-экономического, химико-биологического профилей; небольшой процент родителей вообще не задумывается о дальнейшем образовании детей;

*национальной принадлежности (от коренного населения с.Большие Салы до выходцев из самых разных областей и районов Армении, Нагорного Карабаха, Азербайджана), что накладывает свой отпечаток на особенность организации воспитательной работы  и  вносит дополнительные трудности и проблемы в освоение содержания образования в начальной и основной школе из-за двуязычия  и особенностей армянских диалектов в семьях;

*различным уровнем мотивации учения: от высокомотивированных на обучение учащихся (10-12 % учащихся) до группы учащихся основной школы, совершенно не мотивированных на учебу (8-9%).  В настоящее время в школе необходима разработка и развитие системы целенаправленной работы по повышению уровня мотивированности на основное школьное и дальнейшее профессиональное образование выпускников 9-ых и 11 классов.

В школе   с 1 сентября  года по комплектованию  26 классов, в них обучается   600  обучающихся в форме очного обучения. Все классы на уровне  среднего  общего образования обучаются в 1 смену.

Характеристика кадрового состава учителей  школы.  Школа  укомплектована педагогическими кадрами в полном объеме. 86 %  педагогических кадров имеют высшее образование. Аттестованы на высшую квалификационную категорию - 21 человек (49%), первую квалификационную категорию 5  человек (12 %), соответствуют занимаемой должности 6 человек    (14 %), 11 учителей не имеют категории (26%). В  составе педагогического коллектива школы    2  победителя Всероссийского конкурса «Лучший учитель России» в рамках приоритетного  национального проекта «Образование», 8 учителей (19%),  награждены  Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, 11 учителей (26%) награждёны Почетными грамотой Министерства общего и профессионального образования РО,  6 учителей отмечены  Благодарностью Главы Администрации Мясниковского района, 18  человек награждены Грамотами МУ «Отдел образования Мясниковского района», 2 человека награждены отраслевым нагрудным знаком.

Формами повышения мастерства являются курсы повышения квалификации, различные формы организации методической работы в школе, а также самообразование педагогов. За 2019  учебный год    41 педработник  школы прошли курсовую переподготовку.

Таким образом,  образовательный и квалификационный уровень педагогических работников высок. Кадровый состав способен обеспечить качественный уровень подготовки обучающихся.

Характеристика образовательных потребностей родителей. Основное влияние на формирование социального заказа со стороны родителей оказывают полные семьи, родители – служащие, предприниматели, рабочие и домохозяйки, имеющие высшее и средне-специальное образование.

Предъявляемый  школе  комплекс требований сводится к получению качественного общего образования – базы для получения высшего образования,  к полноценному образованию по современным информационным технологиям, иностранным языкам,  а также к эффективному  нравственному и физическому развитию школьников. Немаловажное значение, как считают родители, в школе  должно уделяться  внимание созданию комфортного и безопасного образовательного пространства, отвечающего современным требованиям.

Все участники образовательного процесса хотят видеть нашего выпускника человеком, готовым к творчеству, самоопределению, действию,  с высоким уровнем культуры, базовой подготовки по всем предметам, владеющим современными информационными технологиями, со сформированной гражданской позицией, здорового нравственно и физически, конкурентоспособного на рынке труда. В связи с этим одной  из основных целей является моделирование личности, соответствующей представлению о достойном гражданине данного общества.

Режим работы  МБОУ СОШ №8. Образовательный процесс в  школе  организован в соответствии с требованиями Стандарта и СанПиН. Учебный год начинается 2 сентября. Режим работы в  10- 11 классах осуществляется по  пятидневной  учебной неделе.

  Продолжительность учебного года для обучающихся 10 класса составляет 34 недели, для 11 класса – 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.

Продолжительность учебной недели пятидневная  для  10-11 классов.

Продолжительность уроков – 40 минут.  Начало уроков в 8.30

Материально-техническая оснащенность МБОУ СОШ №8. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа  располагает необходимым учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, в достаточном количестве обеспечена современными техническими средствами, учебной мебелью. В действии 26 класс-комплектов, один  кабинет информатики с современными машинами на 11 мест, 2 мобильных компьютерных класса, оснащенных 15 ноутбуками,   мастерская для уроков технологии, 2 спортивных зала, библиотека, столовая на 100 мест, актовый зал на 120 мест; медицинский кабинет; спортивная площадка.

В работе 9 интерактивных  обучающих досок в кабинетах начальных классов, русского языка, истории, биологии, информатике,  ОБЖ, английского языка , современные проекторы, учебные лаборатории по физике, химии, биологии. Современными компьютерами оснащены административные рабочие места, компьютерные классы,  учебные кабинеты. Школа оснащена комплектом лицензионного  общесистемного и прикладного программного обеспечения для каждого установленного компьютера. Для выхода в Интернет установлен контент фильтр.

Помимо собственного спортивного зала, на территории школы  есть оборудованная площадка для реализации раздела «Легкая атлетика», сектор для метания, яма для прыжков в длину, раздела «Спортивные игры» (футбол, волейбол, баскетбол).

В школе  созданы условия для реализации в полном объеме всех обязательных видов практических, лабораторных работ.

Библиотека оснащена учебной,  художественной, методической и справочной литературой, все обучающиеся школы обеспечены учебниками.

В целях развития информационной культуры, формирования ИКТ- компетенций школа   постоянно пополняет информационно-техническую базу. Школа  оснащена компьютерными программами по русскому языку, литературе, математике, истории, географии, биологии, химии, физике.

В 2013-2014 году приобретен комплект оборудования для кабинетов физики,  химии и биологии. В целях сохранение здоровья обучающихся в 2015-2016 году   установлен диагностический аппарат  «Армис». Спортивный зал дооснащён спортивным оборудованием.

 

1.2. Требования к уровню подготовки  выпускников, занимающихся по  основной образовательной программе среднего общего образования, реализующих  федеральный компонент государственного образовательного  стандарта

Результаты освоения образовательной программы среднего общего образования  представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

1)        Они обеспечивают связь между требованиями ФК ГОС,  образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы среднего общего образования;

2)        являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов (курсов), программ воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями действующего стандарта.

Структура и содержание результатов освоения образовательной программы среднего общего образования отражают требования действующего стандарта, специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возрастным возможностям обучающихся.

Достижение обучающимися  результатов в итоге освоения образовательной программы среднего общего образования определяется по завершении обучения.

В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, а овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием его дальнейшего развития и социализации.

1.         Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

2.         Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

3.          Рефлексивная деятельность.

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

1.        Информационная компетенция.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, др.гаджеты) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, в образовательных областях, окружающем мире, информирует обучающегося о состоянии мира, воспитывает, изменяет строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры.

2.        Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок. Необходимо, чтобы школьники относились к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия. У них нужно формировать интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что- то получать самому, но и отдавать другим.

В общем виде развитие и формирование коммуникативной культуры человека предполагают:

- развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;

- помощь в овладении средствами коммуникации;

- формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;

- развитие и формирование коммуникативных умений.

 

3.        Учебно-познавательная компетенция.

Характеризует совокупность умений в сфере познавательной деятельности. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно - познавательной деятельности.

Ученик овладевает креативными навыками деятельности:           добыванием знаний

непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4.        Общекультурная компетенция.

Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.

Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Каждая компетенция содержит набор умений. На каждом уровне  образования умения не только совершенствуются, но и расширяются, т е появляются новые.

Русский язык

Ученик должен знать/понимать:

·                    основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

·                    системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

·                    понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

·                    компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

·                    основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

·                    связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·                    смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·                    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·                    орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Ученик должен уметь:

·               проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

·               разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

·               проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

·               оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности (соответствия) содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·               объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

·               осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·               анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·               проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

·               использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·               извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

·               создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·               применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·               соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·               соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·               использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·               осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·               развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·               увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·               совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·               самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература

Ученик должен знать/понимать:

·                образную природу словесного искусства;

·                содержание изученных литературных произведений;

·                основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

·                основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·                основные теоретико-литературные понятия;

Ученик должен уметь:

·                воспроизводить содержание литературного произведения;

·                анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·                соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·                определять род и жанр произведения;

·                сопоставлять литературные произведения;

·                выявлять авторскую позицию;

·                выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·                аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·                писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Английский язык.

Ученик должен знать/понимать:

·                    значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка; -

·                    значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос, побуждение, согласование времен);

·                    страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

Ученик должен уметь:

·                    говорение - вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; - рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

·                    аудирование - относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данном уровне обучения;

·                    чтение - читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

·                    письменная речь - писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

Алгебра. Геометрия.

Ученик должен знать/понимать:

·                    значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

·                    значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

·                    идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

·                    значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

·                    возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

·                    универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

·                    различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

·                    роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

·                    вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;

Числовые и буквенные выражения.

Ученик должен уметь:

·                    выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

·                    применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

·                    находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

·                    выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

·                    проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики.

Ученик должен уметь:

·                определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

·                строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

·                описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

·                решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;

Начала математического анализа

Ученик должен уметь:

·                находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;

·                вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

·                исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

·                решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

·                решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

·                вычислять площадь криволинейной трапеции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

Уравнения и неравенства.

Ученик должен уметь:

·                решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

·                доказывать несложные неравенства;

·                решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

·                изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

·                находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

·                решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Ученик должен уметь:

·                решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

·                вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера;

Геометрия

Ученик должен уметь:

·                соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

·                изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

·                решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

·                проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

·                вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

·                применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

·                строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Информатика  и ИКТ

Ученик должен знать/понимать:

·                основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

·                назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

·                назначение и функции операционных систем;

 Ученик должен уметь:

·                оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

·                распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

·                использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

·                оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;Хочу такой сайт

·                иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

·                    создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

·                просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

·                наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

·                соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

·                ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

·                автоматизации коммуникационной деятельности;

·                соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

·                эффективной организации индивидуального информационного пространства.

История

Ученик должен знать/понимать:

·                основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

·                периодизацию всемирной и отечественной истории;

·                современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

·                историческую обусловленность современных общественных процессов;

·                особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Ученик должен уметь:

·                проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

·                критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

·                анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·                различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·                устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

·                участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

·                представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·                использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·                соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·                осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

Обществознание

Ученик должен знать/понимать:

·               социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

·               закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

·               основные социальные институты и процессы;

·               различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

·               особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

Ученик должен уметь:

·               характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·               осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

·               анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·               сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·               объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следст-венные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·               раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·               участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·               формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·               оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

·               подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·               осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

·               применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·               эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

·               ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

·               оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

·               самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

·               нравственной оценки социального поведения людей;

·               предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

·               ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

·               осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Право 

Ученик должен знать/понимать:

·                систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Ученик должен уметь:

·                характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

·                объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

·                различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

·                приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

·                анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

·                изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

·                применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

·                осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

·                выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

·                обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

География

Ученик должен знать/понимать:

·               особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

·               смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

Ученик должен уметь:

·               применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

·               характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

·               проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

·               решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·               анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;

·               описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

·               геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

·               понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Биология

Ученик должен знать/понимать:

·                основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

·                строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

·                сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

·                современную биологическую терминологию и символику;

Ученик должен уметь:

·                объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

·                устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

·                решать задачи разной сложности по биологии;

·                составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

·                описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

·                выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

·                исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

·                сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

·                анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

·                осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                грамотного оформления результатов биологических исследований;

·                обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

·                оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·                определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

·                оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Физика

Ученик должен знать/понимать:

·                смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

·                смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

·                смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

·                вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Ученик должен уметь:

·                описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

·                отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

·                приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

·                воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

·                оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

·                рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Химия

Ученик должен знать/понимать:

·                роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

·                важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

·                основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

·                основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

·                классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

·                природные источники углеводородов и способы их переработки;

·                вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

Ученик должен уметь:

·                называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

·                определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

·                характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

·                объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

·                выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

·                проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

·                осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

·                объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·                безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

·                определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·                распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

·                оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

·                критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

 

Основы безопасности жизнедеятельности

Ученик должен знать/понимать:

·                основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

·                потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

·                основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

·                основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

·                состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

·                порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

·                основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

·                основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

·                требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

·                предназначение, структуру и задачи РСЧС;

·                предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Ученик должен уметь:

·                владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·                владеть навыками в области гражданской обороны;

·                пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

·                оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ведения здорового образа жизни;

·                оказания первой медицинской помощи;

·                развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

·                обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

 

Физическая культура

Ученик должен знать/понимать:

·                влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

·                способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

·                правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

Ученик должен уметь:

·                выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

·                выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

·                преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

·                выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

·                осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

·                подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

·                организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

·                активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Экономика

В результате изучения экономики на профильном  уровне ученик должен

Ученик должен знать/понимать:

·                смысл основных теоретических положений экономической науки;

·                основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

·                Ученик должен уметь:

·                приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

·                 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

·                объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;

·                сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

·               вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;

·                применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исполнения типичных экономических ролей;

·                решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

·                осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

1.3.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся МБОУ СОШ №8 определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований действующего стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Нормативными документами, регламентирующими оценку качества результатов освоения  ООП среднего общего образования, являются:

1. Положение  о системе текущего, промежуточного, итогового контроля учебных достижений обучающихся и порядка выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Большесальской средней общеобразовательной школе №8;

2. Положение о портфолио достижений учащихся в МБОУ СОШ №8.

При построении системы оценки достижений планируемых результатов учитывались следующие положения:

                     комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

                     системно-деятельностный подход к оценке результатов, проявляющийся в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

                     оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

                     сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

                     использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие (исследовательские) работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Накопительной формой оценки результатов обучения является и Портфель достижений, в который могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы и др. (регулируется Положением о портфолио достижений учащихся МБОУ СОШ №8).

Система внутреннего мониторинга образовательных достижений.

Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения.

Система внутреннего школьного мониторинга образовательных достижений, основными составляющими которой являются материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные достижения, позволяет оценивать динамику овладения предметным содержанием.

Внутренний школьный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется на бумажных или электронных носителях.

Итоговая оценка выпускника

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

         результатов внутреннего школьного мониторинга образовательных достижений по предметам, зафиксированным в журнале, в том числе за промежуточные и итоговые работы;

         оценок за выполнение итоговых работ по учебным предметам;

На основании этих оценок, а также результатов государственной итоговой аттестации делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет МБОУ СОШ №8 на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся образовательной программы среднего общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования - аттестата о среднем общем образовании.

Составляющие системы оценки качества образования:

- уровень и качество учебных достижений обучающихся;

- единый государственный экзамен, обеспечивающий совмещение государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

- промежуточная аттестация обучающихся;

- уровень индивидуальных образовательных достижений, социализации обучающихся;

- сформированность  внеучебных  компетенций  (социальные, познавательные,

информационные и т.д.) позволяющих адаптироваться в социуме;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- уровень познавательной активности;

- динамика образовательных достижений;

- личные достижения: участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях и т.д.

- соответствие показателей качества результатов обучения и воспитания нормативным требованиям и запросам потребителей образовательных услуг.

Система внешней оценки качества образования

 

Объект оценки

Формы оценки

Инструментарий оценки качества

Индивидуальные достижения обучающихся

     

Единый государственный экзамен

Выпускное сочинение

Министерство образования РФ

 Олимпиады муниципального  уровня

Разрабатывает муниципальный  орган управления образования

Олимпиады регионального уровня

Разрабатывает региональный орган управления образования

Интеллектуальные, творческие конкурсы регионального уровня

Разрабатывает региональный орган управления образования

Интеллектуальные, творческие конкурсы районного уровня

Разрабатывает муниципальный орган управления образования

 

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

 итоговый (полугодие, год) контроль

 урочная деятельность

внеурочная деятельность

-  устный опрос

-  письменная

 - самостоятельная   работа

-  диктанты

-  тестовые задания

-  изложение

-  сочинение

-  доклад

-  творческая работа

 

-диагностическая  контрольная работа

- диктанты

- изложения

 

 

- анализ динамики текущей успеваемости

 

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- участие в олимпиадах

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

СОО 19-20 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».