Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей

МУНИЦИПАJIЬНОЕ БЮДЖЕ,t,НОВ ОБШЕОБРАЗОВА,ГЕЛЬНОВ
у чрЕжlЕниЕ БольttlЕсАльскАя срЕдFIя'I
ОБЩЕОБРЛЗОВА]'ЕJlЬНАЯ ШКОЛА Nq8
(,---' чтвввждаю,

согласовано:

У СоIIl"Yч

"')

8

А.М. Шорлуян

лар9ль профкома

Е,К. Синанян

orC4r,Bro-u,

2фJ

Положение о рабочих программах учебных предме,I,ов, учебных
курсов (в том числс внеурочноЙ деятельности), учебных модулеЙ в
соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего,
основного общего и среднего общего образования
1. Общие положеIlия
1 . l . Настоящее Положение о рабочих программах, разрабаl,ыtsаемых в
соответствии с
требованиями Федеральных государсl,t]енных
образовательных стандартов и Федеральньlх образовательных программ
начального общего, основного обrцеl,о и среднего общего образования
(далсс
Ilололtеllие), регулирует оформлелlие, структуру, порядок
проlраNlм
учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной дсятсльности),
у.]ебных мо/lулеЙ в муниципапьном общеобразоваl,ельном учреждении
МБОУ СОШ Л!8 (далее - школа).
1 ,2. Положение разрабоl,ано lla основаlrии спедующих нормативных актов:
Федерального закона от 29.|2.2012 }]Ь 27З-ФЗ <Об образовании в
Российской Федерации>;
lтриказа Миltпросвещения России
l l5 кОб
22.0З.2021
осуществления
утверждении Порядка организации и
образоtsа,l еJIьItоЙ
по
основныN,I
деятельности
обчеобразовательным trрограммам - образовательным
программам начального обtrlего, основного общего и среднего
общего образования>;
приказа Мингtросвеrцения России o,r 1 8.05 .202З Л9 З 72 <Об
разработки,

утверждения

и

хранения

рабочих

.
.

от

Л!

федеральной образовательной программы
начального общего образования)> (далее ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.202З ЛЪ З70 (Об
утверждении

утверждении фе2lеральr-rой образовательной программы основного
общет,о образоваlrия>> (далее - ФОП ООО);

от

18.05.202З J\Ъ З71 (Об
утверя(дении фелеральной образовательной программы среднеI,о
общего образования)> (далее - ФОП СОО);
приказа МинtlросвещеtIия России от З l .05.2021 Л,r 286 (Об

rIриказа Минпросвещения России

утверждении

федерального

государственного

образовательноl,о

.
о

.
.

России

0т

.05.202l N9

28б кOб
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования>> (далее - ФГОС НОО
l ретьего поколен ия)l
приквза Минобрнауки России от 06. l0.2009 J\9 373 (Об
введении в
действие
федерального
утверждении и
государственного образовательного стандарта нач.Lпыlого обпIего
образования> (далее - ФГОС НОО второго поколсния);
З 1.05.202
ЛЪ 287 (Об
приказа Минпросвещения России
утвержлении федерального государствеI{ного образовательного
стандарl,а основного общего образоваtrия> (,rIалее ФГОС ООО
третьего поколеt-tия);

приказа N4инпросвецения

31

l

от

от

.|2.20|0 Л9

1897 (Об
утверждеIIии фсдеральноr,о государственного образова,l,ельного

приказа Минобрнауки России

17

стандарта осIlовного общего образования> (далее ФГОС ООО
второго поколения);
. приказа Минобрнауки России от l7.05.2012 NЪ 4lЗ (об
утверждении федерапьного государственного образовательного
стандарта средrrего общего образования> (далее - ФГОС СОО);
. устава МБОУ СОШ Jф8;
. положения о формах, lIериодичности, порядl(е текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ

СОШ

l .3.

L\Ф8;

В Полоlкении использованы следующие ocнoBlllte Itонятия и термины:
. уровень образования (НОО, ООО, СОО) завершенныЙ цикл

образования, характеризующийся определенной

е7lиной

совокупностью требований;

. федеральная основная общеобразовательная программа -учебнометодическая документация (федеральный учебный план,

федеральный календарный у.rебный график, федера.lтьные рабочие
программы учебных пре/\метов, курсов, дисциплин (модулей),
иных

ко\{понентов,

рабочая

федеральная

программа

воспитания!

федера;rьньтй календарный план Boct
определяющая единые для Российской Федерации базовые объем
и содержание образования олрелеленного уровня и (или)
определенной лIаправлеIrtlости, планируемые результаты освоения
образовательной программы

tи,гательной работы),

;

. образовательная программа комплекс осltовных характеристик
образования (объем, содержание., планируемые результаты) и
организационно-педаI,огических условий, который представлен в
виде учебного плана, капендарного учебного графика, рабочих
программ учебных Ilрелме,гов, курсов, дисциплин

(модулей), иных

компонентов, оценочных и мстодических материалов, а также

в

.

.

виде раOочеи программы вOсIlитания, календарнOг0

плана

отражающий предмет соответствующей науки'

TaKIte

воспитательной работы, форм аттестации;
программа
методическии документ,
рабочая
определяющии организацию
оOразовательного
процесса,
конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий
п.цанируемьтх
достижение
результатов освоения ООП
соответствующего уровня образования;
учебныЙ предмет елиница (компонент) содержания образования.,

а

дидактические особенности изучаемого материала и возмоItности
его усвоения обучающимися разного возраста и уровня
подготовки;
. учсбныЙ курс , целостная, логически завершенная часть
содержания образования, расширяющая освоенис относительно
самостоятельного тематического блока учебного предмета и
углубляюпlая материа-п предметных областей и (или) в пределах
коl,орои осуществляется освоение относительно
тематического блока учебного предмета;

самос,гояl,ельного

. учебныЙ модуль - час,гь содержаIIия образования, в пределах
которои осуществляется освоение относительно самостоятельного
теN,Iатического блока учебноr,о rlредмета или учебного ttypca либо
нескольких в:]аимосвязанных разделов;
. оцеНоLlные среДсТВа методы оценки и сооТВеТсТtsУюЩие и I,1

Itонтрольно_измерительныс материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для ре€l,тизации требований к
минимуму содержания
оOучающегося,
уровню подготовки
определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня обра:зования tto
KoHKpeTHoNlIy учебному пре/Iмету (кур"у) учебного плана образовательной
организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции

оOразоватеJtьнои организации и осущесl,tsJlяеl,ся гIедагоги tIески м
работником или группоЙ педаl,оl,иLlеских работIrиков для определенных
классов
(групп)
и
возмо)t(ности методического,
учитывает

информаrlионного и технического обеспечения обртзовательной
деяl,елыIости', уровень подготовки обучающихся, отражatет специфику
обучеttия в данном классе (классах, группах) IItколы.
1.5. Рабочая программа выllолtlяет следующие функции:

. обеспе.Iение рсaLпизации в полном объеме образовательной

программы в соответствии с календарным учебным графиком;
. обесlIечение преемственности содержания между годами обучения
и уровнями образования;
. созлаlIие условий для реализации системно-деятельностного
подхода к обучению;

.

0беспечение дOстижениЙ планируемь]х результатOв каждым
обучающимся;

. опредсленис содсржаItия, объема и tlорялка изучения учебного
предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей
контингента
образова,геltьной деятеJtьносl,и шкоJты и
обучающихся;
. IIриобщеIIие обучающихся к российским традиционЕiым духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической
групlrы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

1.6.

Школапредусматривает непосредственное применение при
реализации ООП НОО фсдералыrых рабочих программ по учсбным
предмеl,ам.

\.7. Школа

предусматривает непосредственное применение при
реализации ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ по
учебным предметам
1.8. Федеральные рабочие программы служат метолической основой для
разработки рабочих 11рограмм по учебным предметам обязательной части

ооп lloo, ооп ооо, ооп соо.

1.9. Обязанности пелагоl,иLlеского работltика в части рaвработки,
коррекIIии рабочих программ и мера ответственности за выполнение
рабочей программы в поJIном объеме определяlотся долlкttостlrой
инструкцией

l . 10. Щаr.rrrое

педагоl,ического работника.

Ilоложение вступает в силу с момента его утверя(дения и

действует бессрочно, до замены его новым положением.
2. Струкryра рабочей проfраммы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением
в сооl,ветствии с требованиями:
ФГОС IIOO, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 Лл 286; ФГОС ООО, СОО ,утверж/]еlltlого llриказом
МингtросвещеIIия от 31.05.202l Лс 287 (далее ФГОС третьего
поколения);
ФОП t{ОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
. Лока]lЬных норМаТиВных акТоВ, укаl]анных в llyHK't'e 1 .2.
2.2. Обязательные комllоненты рабочих программ учебных предметов,
учебных курсов (в тoM числе и внеурочной деятельности), учебных
модулей ООП LtОО ООО,СОО разработанных по ФГОС третьего
поколен ия.
2.2.1. Рабочие программы ООII НОО , ООО,СОО, разработанные по
Ф[-ОС третьего поколения, доJIжны содержать следующие обяза,t,е;rьньте
ком п()I l енты:
. Пояснительную Записку;
. содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;

.

.

,

планируемые результаты 0свOения учебнOг0 предмета. учебнOг0
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирова[tие с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)., учебноr,о
модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образователыrых ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы,
электронные
виртчаJьные

учебники и задачники, эJIектронные библиотеки,
Jlаооратории!
игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов)., используеNIыми для
обучения и воспитания различ[Iых групп пользователей,
представленными в электронном (чифровом) виде и
реализующими дидактические во:]можнос,I,и ИКТ, содер)Itание
ко,горых соответствует законодатеJlьс,r,ву об образоваlIии;
календарно-тематическое планироtsание;
оценочные материапы.
2.2.2,
качестве элек,гронныхобразовательных ресурсов допускается
использование ма l,ериtlпов, включенных в Федеральный перечень
элекl,ронI.1ых образовательнь]х ресурсов! допущснIrых к использованию
при
и меIощих
государственную
аккредитацию
реализации
образовательных программ начального общего, основного общеr,о,
среднего общего образования,, утвержденный приказом Миttпросвещения
России от 02.08.2022 л! 65З.
2.2.З, Рабочие программы учебных курсов вlIеурочной деятельности ООП
НОО ,ООО,СОО, разработанt{ых по ФГОС третьего поколения, кроме
перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны солержать
указание на форму прове/{е}lия занятий в разделе (Содержание учебного

В

курса).
2.2.4. Рабочие программы по ФГОС трстьего поколения формируются с
учетом рабочей Ilрограммы воспитания. Отобразить учет рабочей
программы восIlитаIIия необходимо одним или нескоJtькими с[особами из
предJlоженнLlx ниrtе (по выбору пелаt,оl,а):

. указать формы учета рабочсЙ программы воспитания

в

пояснительной записке к рабочей программе;
. оформить Ilрилоrltение к рабочей программе <Формы учета
рабочей llрограммы воспитания>;
о }казать информацию об учете рабочеЙ программы воспитания в
разлехе (Содержание учебного предмета/учебного курса (в том
числе внеурочной дея,гельности)/учебного модуля> в описании
разделов/тем или оlдельным

блоком;

. отразить воспитательный компонент содержания
программы в

рабOчей

отдеJIьной колонке таблицьi тематического
планирования.
2.3. Раздел <<Поясни,l,ельная записка)) включает:
. цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
. место учебного гrредмета/учебного rtypca (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
. учебники и учебные пособия, которые используются в ходе
изучения пре2lмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля.
2.zi, Раздел <Планируемые результаты освоения учебного предмета,
учебного курса (в,гом Ltисле внеурочной деятельности), учебного модуля)
по ФГОС ,гретьего поколения конкретизируIот
соответствующий
раздел ООП (ло уровням обшего образования) исходя из трсбоваtlий
ФГОС общего образования. Все lr:rани1-1уемые ре:]улIrтаты освоения
учебного предмета, курса, модуля подлежат oIIeHKe их дости)Itения
обучающимися.
В раз7lеле KpaTIto (lиксируrотся:
.

требования

к

лиLIностным,

метапредметным

и

предметным

резу"цьтатам;

. виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
.

результата;

органи:jация

проектной

и учебно-исследовательской

деятельности

обучающихся (возможно лрило)tение тематики проектов);

. система

оl(енки
планируемых
с
Достижения
результатов
приложением критериев оценивания каждого вида работь1
обучающегося, подлежащих оцениванию (устный ответ,
конl]роJrьная работа, лабораr,орrrая работа' диктант' тест и пр.) и
графика контрольных мероприятий.
2.5. Раздел <Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной леятсльности), учебного молуля> по ФГОС третьего
покоJlения вItлючают:
. краткую харак'геристику содержания Предмета:' курса или Модуля
по каждому ,гематическому разделу с уIIетом требоваrrий ФГОС
общего образоваrlия;
о межllредметные связи учебного предмста, курса, модуля;
. кJIIOЧеВые ТеМы В их вЗаиМосВязи;
. преемственность по годам изучения (если актуально);
. пракlические или лабораторные рабоrы.
2.6. Раздел <<Тематическое планирование> рабочих программ оформляется
в виде таблицы, состоящей из граф:

.

наимеIлование разделов
обучаюпIимися;

.

количество

академических

и тем' планируемых для
часовl

отводимых

на

0свOения

освоение

,гемы.
раздеJlа и
2.6.1 . Раздел <<Тематическое планирование> рабочих программ

каждого

ООП НОО ,
ООО, СОО ,разработанных ло ФГОС третьего поколения, кромс
перечисленIIого в tlyнKl,e 2.7 нас,l,оящего [Iоложения, должен содер}кать
маl,ериаJIах! которые
информацию об электронных учебно-методических
N,lожItо использовать Ilри изучении каждой темы. В качестве электронных
(цифровьтх)
испоJ]ьзование
образовательных
допускается
ресурсов
и задачников,
программ,
электронных
мультимедийньiх
учебников
электронных библиотек, виртуальных лабораторий. игровых программ,
коллекций цифровых образовательных ресурсов.
2.7. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) вк.jIючает
оценоrIные материапы дJIя проведения промежуточной и итоговой

а1"1естации:
примерные

задания!

примерные
утвержденные

тексты

контрольных

работ,

ШМО.

Порядок разработки и утверждения рабочей программы
З.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням

3.

общего образования) педагогическим работником или
педагогических рабо,r,никоt] t] соо,l,tsе,гствии с преподаваемым

tрупгrой

учебным
лредметом.
З.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного
учебного предмета, работающих в школе' или индивидуальной.
З.З. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень
образования (I]OO, ООО, СОО) с последующей корректировкой или на
одилI учебный год.
З.4. Рабочая программа разрабатываеl,ся на основе:
. федералыrого государствеllного образовательного стандарта
соответствующего уровня образования;
. федеральной
программьт
осноt]нои
образовательной
соответствующего уровня образования в части конкретного
у.rебного прелмета/учебного курса (в том .lисле внеурочной
деятельности)/учебного модуля ;
. dlе/tера.;rьной рабочей программы учебного предмета (курса,
модуля).

З.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу

в
соответствии с федерапьной рабочей программой учебного предмс,Iа
программы
образовател ьной
федеральной
уровня
образования. Содержание
планируемые
результаты

разработанной педагогическим работником рабочей программы лолжны
оыть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральной рабочей программы учебного пре/Iмета (курса, модуля).

З.6. Педагогический работник не вправе для федеральных

рабOчих
программ, llолJIея(ащих непосредственному применениIо и перет{исленньiх
в по_lпунктах 1.6 и 1.7 По.lожения:

. изменять определенные федеральной рабочей программой
последовательность изучения учебного материала и количество

часов на изучение учебного предмета;
. корректировать объем учебноrо времени, оl]водимого на и:JуLlсIlие
оl,лельных разделов и тем федерапьной рабочей програм]\,1ы.
З.7. ГIедагогичсский работник вправе:

. расширять содержание учебного предмета для углубленного
изучения;

. конкретизировать требоваltия к

планируемым результатам

освоения рабочей программы;
. выбирать для реализации рабочей llроlраммы

учебник, входящий в
утверлtденный приказом

Федера-rьньтйперечень учсбtlиков,
Минпросвецения от 2|.0L).2022 Nл 858;
. при отсутствии в перечне учебников использовать учебные
пособия.,

ttоторые
выпускают
организации
из
lIереLIня,
утвер)itденного приказом Минобрнауки о,г 09.06.2016 Лч 699;
. выбирать исходя из целей и задач рабочей программь] методики и
техноjlогии обучения и воспитания;
. подбирать и (или) разрабагывать оtlеIIочные средства.
З.8. Педагогический рабоr,ник вправс представить рабочую программу на
заседании меl,одического объединения, сооl,ве,lс,Il]уIощим протоколоN,l

которого фиксируется факт одобрения иJlи неодобрения рабочей
программы. Обязательному представлению на заседании ме,l,оjци!Iескоl,о
об,ьедилrения подлежат рабочие программы, разработанные составителеN,l
на основе учебно-методической литературы (рабочие программы
элективоl], факультативов,

курсов внеурочной

более 50 процентов ав,l,орских подходов

к

и имеющие
организации содержания

дсятельности)

учебноl,о материала.
З.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего
образования) приказом руководителя IIIколы.
4. Оформление и хранение рабочей проfраммы
4.1. Рабочая лрограмма оформляется в электронном и/иJIи liечаIном
варианте,
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе
Wоrd шрифтом Times Ncw Ronran, кегль 12-14, межстрочный интервал
одинарныЙ, вьтровнеrrныЙ по ширине, поля со всех сторон 1-З см.
I]eHTpoBKa заголовItов и абзацы в тексте выI lоJIняюl,ся гlри поNlоrци средств
Wold. Лисl,ы формата А4. Таблицы вс,I,раивак)тся непосрелствсI IIItr в
текст, есJIи иное не предусматривае,I,ся ав,горомr рабочей программы.

Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного
предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком
освоения программы.
Страницы рабочей программы доJIжны быt,ь Itронумерованы.'I'итульный
лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке <Завуч>
на лока-пьном диске <Школа>.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в
течение всего периола ее реализации в месте, установленном директором
школы.

4.6. Разработчик рабочей программы готовит

в

электронном виде

аннотацию дл;r сайта [lколы. В аплrотации укaвываются:
. название рабочей программы;
. краткая характеристикапрограммы;
. срок, на ко,I,орый разработана рабочая программа;
. список прилолtений к рабочей программе.
4.7. Аннотации к рабочим проtрамý,lам размещаются l]a школьном сайте в
разделе <Сведеttия об образовательной организации)) подразделе
<Обра,зование>>. К аннотаllии прикрспляется рабочая програмNIа в виде
электронных документов, подписанных электроннои подписью.
5. Порядок внесения измепений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор
шко-ltы издает приказ о внесении изменсний в OOI1 соответствуIощего
уровня общего образоваtlия в части корректировки содержания рабочих
программ.
5.2. Корректировка рабочих программ гIроводится в сроки и в порядке.,
установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП
соответствующего уровня общего образования.
б. Реализация рабочей программы
6.1. Реализаtция рабочей лрограммы является предмеl,ом конl,ро.]Iя
внутреннеи системы оценки KatIecTBa.
6.2. Педагогические рабо,I,ники обязаны осуществлять свото деятельность
на высоком профессиtltlальном уровне, обеспечивать в полном объеме

реализацию преподаваемого учебного

предмета в

соответствии с

утl]ержденной рабочей программой.

6.З. IIIкола, наряду с

педагогическими работниками, несет
в полном объеме в

oTBeTcTBel]HocTb за рсапизацию рабочих програN,lм
соответствии с ООП уровня образования.

6.4. Для обеспечения

реализации рабочих программ допускается
применение:
о !истанI]ионных образовательных технологий;
. модульных форм организации образовательной деятельности;

сстсвых r]iopM организации образовательной деятельности;
,)лек IpoH HoIo
обу,lен

и я

l

о розлиаIных форм внеурочной деятельности.
6.5. При реtlлпизациl.i рабочих программ не допускае,I,ся:
сокращение запланированной пратtтической части (контрольные,
практические, лабораторные работы и др.);
сокращение объема времени на изучение
(курса, молуля).

учебного

6.6. Заtlрещается при реализации рабочих IIpolpaмM

прелме,l,а

исrrользование
ме,I,одов и средств обучения и воспитаtIия, образовательных технологий,
наIlосящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ прои:]водится по окоtlчании
каждого учебного периода.
7.2. Этапы контроля:
. по окончании учебttого периода (четверть, год) замести,rе:tь
директора по УВР анализирует oTLreT по выполнению рабочих
программ, формируемый посредством электронного журнала;
итоги анализа оформляет справкой;
. РеЗУЛЬТаТы кОНТРОЛя По иТоГаМ ЧеТВеРТи РаССМаТРИВаЮ'tСя Ita
совещании при дирскторе по итогам каждого учебного периода;
. результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на
пелагогическом совете текущего учебного года не позднее l июня
l екушего учеоного l ода.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».